Понятие «мозаики» развития

М. Капилина

(По материалам тренинга)

Одна из наиболее важных концепций развития человека состоит в том, что, взрослея, человек проходит последовательность определенных стадий, ни одна из которых не может быть пропущена.

Эти стадии логически связаны друг с другом, и каждая предыдущая служит базой для формирования последующей. Наглядной иллюстрацией неблагополучного развития может послужить образ кирпичной стены, в которой в разных местах выбиты кирпичи. Что произойдет с участками стены, расположенными над поврежденными кирпичами? Разумеется, они провалятся и заполнят поврежденное место. Верх стены окажется неровным – какие-то участки будут выше, какие-то ниже.

  • То же самое происходит с развитием ребенка.  Если сравнить стену с процессом развития, то поврежденые участки стены будут соответствовать  периодам, в которые жизнь ребенка складывалась неблагополучно. Это приводит к диспропорции в формировании  тех сфер, становление которых в норме происходит равномерно.
  • Это означает, что в норме 10-летний ребенок физически, социально, интеллектуально и эмоционально находится на уровне 10 лет развития. Если представить все эти сферы в виде «пазла» (сборной картинки), то на всех кусочках будет написано «10 лет». У детей с неблагополучным развитием жизненный опыт приводит к тому, что в некоторых сферах их развитие соответствует возрасту, в других – опережает, а в третьих – значительно отстает от нормы, т.е. из целостного становится «мозаичным».
  • Условно можно выделить следующие 5 сфер:

1)       физическое развитие и внешность

2)       поведение и социальные навыки

3)       интеллект и образование

4)       эмоции и чувства

5)       сексуальное развитие

  •  Если представить себе развитие, как стену, то возраст ребенка – высота «стены», а «кирпичи» – жизненные события. Условно вертикальными линиями «стену» можно поделить на следующие сферы:

 


Физи-ческоеразвитие

и внеш-

ность

Поведе-ние и соци-

альные

навыки

Интел-лект и

образо-

вание

Эмоции и чувства Сексу-альное

развитие

  

  • Негативные жизненные события образуют пустоты в стене. При этом легко понять, что «выпадение» «кирпича» в одной сфере может привести к нарушениям в других сферах.
  • Чем тяжелее жизненная травма, и чем раньше она произошла — тем большее количество сфер она «заденет» и разрушит. По степени тяжести травмирующее обращение с ребенком делится на 4 уровня– по возрастающей: пренебрежение интересами ребенка, эмоциональное отвержение, физическое насилие, сексуальное насилие (эти уровни будут подробнее рассмотрены на следующих занятиях).
  • Так, например, ребенок, которым пренебрегают, выглядит неухоженным и может отставать в знаниях от сверстников, но, попав в благоприятную обстановку, быстро «догоняет» ровесников. Ребенок, систематически страдающий от жестокого обращения, не только отстает в физическом развитии и плохо выглядит, но и имеет интеллектуальные проблемы в связи с постоянным стрессом; боль и страх озлобляют его и заставляют чувствовать себя несчастным, а поведение его становится неурпавляемым. Чтобы ему помочь, потребуется много времени, сил и терпения со стороны взрослых. Наконец, результатом сексуального насилия станет чрезмерная опытность в сфере сексуальных отношений, глубокие нарушения в эмоциональной сфере, торможение в интеллектуальном развитии, изменения во внешности (ранее созревание либо значительное отставание от возраста) и в поведении. Такому ребенку требуется не олько любовь и поддержка со стороны заботящихся взрослых, но и помощь специалистов – врачей, психологов.
  • Если причиной задержки в развитии стало определенное травмирующее событие, то возраст, на который выглядит такой ребенок, является «адресным»: вероятнее всего, травма произошла в этот период, и ребенок внешне и внутренне как бы «застрял» в нем. Работа с травмой и изменение жизненных условий Изменения к лучшему в образовании детей происходят медленно, а роль родительской поддержки – определяющая. При этом целью должна быть реализация потенциала данного ребенка – с учетом его реальных обстоятельств. Тактика:

1)Постепенность и последовательность;

2)Отмечать любое продвижение к лучшему:

3)Хвалить не за результат, а за усилия;

4)Сравнивать досижения ребенка не с успехами других и не с идельными нормами, а с начальным уровнем его самого;

5)Стремится сохранять отношения с ребенком, не превращая требовательность в противостояние.

1. При насилии и небрежении сильнее всего страдают эмоциональное и интеллектуальное развитие.

2. Влияние факторов наследственности и среды на развитие: по мнению ученых,  соотношение этих факторов 50% на 50%. Наследственность определяет потенциал человека – как положительный, так и отрицательный, а среда определяет – до какой степени он сможет реализоваться.

Если ребенок не родился с серъезными органическими нарушениями, задержка в его развитии связана с отсутствием развивающей среды и дефицитом эмоционального тепла.

3. Внешность и поведение – то, что бросается в глаза и обеспечивает принятие ребенка другими людьми, влияя на его самочувствие в настоящий момент.

Чувства и эмоции ребенка, с одной стороны, связаны с тем, как с ним обращается ближайшее окружение, с другой стороны, с его проблемами в прошлом. На настоящее можно  повлиять достаточно быстро, проработка прошлых травм требует времени и иногда – специальной помощи.

Успехи в образовании связаны с уровнем знаний, навыками учения  и с  учебной мотивацией (желанием учиться). Все дети начинают с того, что учатся для своих родителей.