Социальная значимость проекта определяется острой нехваткой квалифицированных кадров.

Здесь можно посмотреть доступные курсы обучения

Описание проблем, решение которых предполагается в рамках выполнения проекта. Социальная значимость

В настоящее время в России 697477 детей – социальных сирот, из них 112891 тыс. детей воспитываются в государственных детских учреждениях интернатного типа, число детей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 146830 детей.

За последние 15 лет число случаев лишения родительских прав в России увеличилось в 3,7 раза. Практически не меняется доля детей, выявляемых как оставшиеся без попечения родителей (около 300 ежедневно). В 2009 году в Российской Федерации отменено 8381 решения о передаче ребенка на воспитание в семью (в 2008 году – 7834), выявлено 3211 случаев жестокого обращения с детьми (в 2008 году – 3012), к уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении детей, принятых на воспитание в семью, привлечено 105 гражданина (в 2008 году – 83 гражданина), из них 24 привлечен к уголовной ответственности за совершение преступлений, повлекших гибель либо причинение вреда здоровью детей (в 2008 году – 41).

В России ведется большая работа по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. Данные официальной статистической отчетности (№ 103-РИК) свидетельствуют в настоящее время о том, что потребность в устройстве детей обеспечена в России достаточно хорошо: значительный процент вновь выявленных детей устраивается на воспитание в семьи. Всего на воспитании в семьях на конец 2009г. находилось 440029 детей. Вместе с тем, распределение детей по конкретным формам устройства могло бы быть изменено с акцентом на более результативные (для развития ребенка) формы воспитания и развития. Одновременно должны быть решены задачи полномасштабного вывода детей из организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также после наблюдаемого количественного роста числа семейных устройств в 2007г., на протяжении 2008 и 2009гг происходит сокращение: показателей на 12,8% по всем формам устройства, в т.ч. по «иным формам устройства (патронат)» — на 32% (при некотором росте на 2,5% числа детей в приемных семьях, происходящем на фоне массового перевода в эту форму устройства подопечных детей и детей из патронатных семей).

Не смотря на все предпринимаемые меры, существующая система работы не позволяет наилучшим образом обеспечить семейные условия воспитания каждому ребенку. Результаты проведенных исследований за последнее время свидетельствуют о том, что если развитию форм устройства в семью уделяется в России достаточно много внимания, то эффективные механизмы сокращения числа детей, изымаемых из биологической семьи и численности детей, проживающих в интернатных учреждениях, до сих пор не созданы.

Это положение является отражением системных проблем в организации системы защиты прав детей в целом по Российской Федерации.

Таким образом, ставится вопрос о структурном совершенствовании системы защиты прав детей, исходя из потребностей каждого конкретного ребенка, на уровне органов самоуправления, создания сети услуг для детей и семей группы риска и детей, лишенных родительского попечения, осуществления эффективной деинституционализации детей.

Сложившаяся ситуация требует привлечения подготовленных специалистов для смягчения проблемы социального сиротства в настоящем и снижения его воспроизводства в будущем. Причем требуются квалифицированные специалисты на всех уровнях, начиная от специалистов государственных институтов, влияющих на ситуацию на макроуровне и заканчивая специалистми, выполняющими работу с конкретными детьми.

Сотрудникам, работающим в социальной и образовательной сфере, необходимы знания и информация, позволяющие эффективно выполнять работу направленную на сопровождение и поддержку детей-сирот. Особенно важно обеспечить возможность распространения имеющегося положительнго опыта и эффективных методик среди работающих специалистов и тех, кто получает подготовку для работы в социальной и образовательной сфере.

Следует учитывать и специфику тех проблем, которые обусловлены имеющейся системой работы с детьми сиротами и обратить особое внимание на возможность решения или хотя бы сглаживания таких проблем, как в рамках имеющейся системы, так и за ее пределами.

Дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, страдают расстройством привязанностей, неспособны простроить отношения с другими людьми, принимать решения, становятся объектом интереса криминальных структур, часто повторяют судьбу своих родителей и лишаются родительских прав. Материнская депривация приводит к нарушениям в психо-эмоциональной сфере и приводит к соматическим заболеваниям, умственной отсталости.

Имеющаяся система социальной защиты детей является мало результативной как с точки зрения конечного результата в качественной форме, так и в количественной.

Существующие программы подготовки специалистов и имеющаяся «инерция» в подходах, к сожалению, воспроизводят и часто усиливают указанные проблемы.

2. Таким образом, основная проблема на решение которой направлена реализация проекта это:

Несформированность этических установок в отношении детей- сирот и инвалидов, отсутствие знаний и информации об альтернативных, более эффективных подходах, позволяющих снизить или исключить недостатки имеющейся системы поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Целевые группы:

— специалисты комплекса социальной сферы

— работники НКО

— волонтеры

— семьи в кризисе

— семьи, имеющие детей- инвалидов

— семьи, желающие взять ребенка из детского дома

— семьи, уже воспитывающие приемного ребенка.

3. Социальная значимость проекта и его уникальность:

Социальная значимость проекта определяется острой нехваткой квалифицированных кадров, а также уникальным опытом команды тренеров Центра Про-мама.

 4. Задачи  проекта:

В рамках проекта предполагается организовать регулярные курсы подготовки как семей (приемных и кризисных), так и специалистов.

Для этого будет необходимо:

4.1. Организовать и постоянно расширять сеть контактов с организациями и специалистами, заинтересованными в партнерстве и в обучении

4.2. Вести постоянную рубрику на сайте Центра Про-мама

4.3. Постоянно обновлять и дополнять пул программ подготовки

4.4 . Наладить и расширять проведение непрерывного процесса подготовки  заинтересованных лиц и организаций в соответствии с набором программ подготовки специалистов дифференцированных по следующим направлениям:

программа переподготовки специалистов органов опеки и попечительства

программа переподготовки специалистов интернатных учреждений для создания на их базе служб поддержки кровных семей, служб по подбору и подготовке граждан, желающих взять детей на воспитание, служб сопровождения замещающих семей;

программа подготовки граждан, желающих взять детей на воспитание в свою семью (для усыновителей, для опекунов – родственников, для опекунов- посторонних для ребенка, для семей, воспитывающих детей – инвалидов)

программа психологического и информационного сопровождения кровных родителей

программа подготовки специалистов для работы с проблемной кровной семьей с целью восстановления функционирования семьи и достижения изменений в человеке

программа подготовки специалистов служб по семейному устройству;

программа обучения специалистов по семейному устройству детей с особыми потребностями (дети-инвалиды)

программа подготовки специалистов служб сопровождения замещающих семей

практическая и навыковая программа для передачи знаний и методик преподавателям и студентам профильных вузов;

программа специализации для преподавателей и психологов общеобразовательных школ;

программа для повышения компетентности волонтеров, работающих с детьми из неблагополучных семей и оставшихся без попечения родителей;

программа распространения информации и передачи технологий работы для профессиональных сотрудников служб семейного устройства .

4.5.   Подготовить ряд дистанционных курсов

4.6.   Наладить подготовку тренеров  в регионах для расширения охвата аудитории.

4.7.   Программы, ориентированные на специалистов, должны обеспечить не только продготовку по возможности большего числа сотрудников соответствующих институтов и учереждений, но и дать возможность специалисту, прошедшему подготовку, распространять полученную информацию и методики среди своих коллег.

4.8.   Программы, ориентированные на профессионалов и волонтеров, осуществляющих непосредственную работу с конкретными детьми, должны позволить распространять практические результаты решения конкретных проблем и служить основой для воспроизведения наиболее эффективных подходов к выполнению их работы.

4.9.   Реализация проекта должна быть ориентирована на стратегию тиражирования программ специалистами, принявшими в них участие, путем создания новых площадок, постоянно привлекая к сотрудничеству новые коллективы, оказывая помощь профессиональному росту уже действующих площадок, содействуя их превращению в методические центры дальнейшего распространения программ.

 5. Содержание программ

Каждая программа содержит три блока программ:

— Базовый курс для начальной подготовки специалистов, только начинающих работать в данной области

— Курсы последующей подготовки («Курсы профессионального мастерства» по отдельным вопросам для специалистов и «Родительские университеты» для замещающих семей)

— Супервизирование специалистов и индивидуальное консультирование семей.

 6.  Персонал проекта

1. Руководитель проекта

2. Психолог – ведущий тренинговых групп (по каждому из направлений : работа с приемными  родителями, работа с кровными родителями, работа с организациями и органами власти).

3. Ассистент ведущего (со-ведущий)

Помимо базового персонала, в работе по подготовке специалистов будут принимать участие специалисты консультации Центра Про-мама, ведущие ту или иную работу с детьми и семьями.

 Подробнее об услугах по обучению можно узнать по телефону Центра +7 916 273-71-89