Тренинг по сопровождению приемных родителей

Лого мал

В рамках программы CAF « С любовью к детям» Центром Про-мама была разработана авторская тренинговая программа по сопровождению приёмных родителей «Повышение Родительских Компетенций». Она была проведена в 2014-2015 гг.

с 2-мя группами приемных родителей и с группой специалистов, которые занимаются сопровождением приёмных семей.

Приёмные родители, участвующие в тренинге дали положительные отзывы и высказали желание участвовать в таких программах регулярно. Специалисты также дали положительную оценку программе и выразили намерение применять ее на практике.

В будущем, Центр Про-мама планирует проводить эту программу как для приёмных родителей, так и для специалистов.

Тренинг по сопровождению приемных родителей

«Повышение Родительских компетенций».

Программа и методические рекомендации.

Обоснование

Наш многолетний опыт работы с приемными родителями показал, что в процессе воспитания приемного ребенка у них могут появляться сложности и вопросы.

Мы считаем, что некоторые из этих вопросов эффективнее всего решаются в процессе групповой работы.

Общение не только со специалистами, но и в кругу единомышленников, друг с другом позволяет, во-первых, снизить уровень эмоционального напряжения и тревоги, во-вторых, убедиться в том, что они не одиноки в своих проблемах, и, в-третьих, поделиться опытом и своими «воспитательскими находками».

Перед созданием Программы мы провели мониторинг существующих в нашей стране групповых программ сопровождения приемных семей и пришли к выводу, что их реализация сводится в основном к «клубно – досуговой» деятельности (Родительские клубы с чаепитием, совместные поездки на экскурсии, в походы и пр.)

Важно понимать разницу между «клубно – досуговыми», обучающими и терапевтическими группами (последние – большая редкость в сфере приемного родительства).

Мы считаем, что наиболее эффективную помощь могут оказать именно обучающие группы, т.к. они работают не принципу оказания разовой помощи в конкретной ситуации, а за счет системного подхода и влияния групповых процессов помогают человеку создать целостную картину и найти варианты разрешения проблемных ситуаций самому.

Программа тренинга основана на компетентностном подходе к деятельности приемных родителей и на системном подходе к рассмотрению приемной семьи и ее функционирования.

По нашему мнению, эти подходы являются наиболее эффективными для обеспечения нормального функционирования приемной семьи.

Программа подготовки (ШПР), которую все из участников проходили, тоже строится на компетентностном подходе. Но в ней в основном идет речь о ребенке, а в Программе по сопровождению равное внимание уделяется и ребенку, и родителю.

Ведущая цель программы

Повышение родительских компетенций путем формирования системного взгляда на развитие взаимоотношений с приемным ребенком.

Принцип построения программы

Тренинг состоит из 8 занятий, в которых рассматриваются различные возрастные периоды жизни ребенка, а также взаимодействие между приемной семьей и кровной семьей ребенка, ресурсы и риски такого взаимодействия.

В программе рассматриваются все возрастные периоды развития ребенка, несмотря на то, что конкретные дети участников могут не соответствовать этим периодам. Это важно потому, что у детей возможен регресс в какой-то предыдущий период, на котором не были решены задачи развития этого возраста, а у приемных детей такой регресс – обычное явление.

Используемые методы

В программе используются практически все методы интерактивного обучения (мозговой штурм, работа в малых группах, работа в парах, ролевые игры, групповая дискуссия, индивидуальные мини – сессии).

Методические рекомендации

При реализации программы необходимо учитывать следующее:

1. Принцип формирования групп.

-Участниками группы могут быть приемные родители, имеющие стаж воспитания приемного ребенка не менее года.

-Количество участников в группе должно быть не менее 7, но не превышать 12 человек.

-желательно, но не обязательно посещение группы обоими родителями (если семья полная).

2. Помещение и условия проведения.

- Помещение должно быть подготовлено с учетом тренингового формата (наличие достаточного свободного пространства для рассаживания участников по кругу)

-оборудование и материалы: часы, флипчарт, маркеры, бумага формата А4, цветные карандаши, пастельные мелки, 2 мотка прочных нитей (или веревочек) разных цветов; игрушки, книжки и/или другие предметы в количестве 15 – 20 штук (см. описание упражнения «Охапка обязанностей»).

3. Формат проведения.

-регулярные встречи с периодичностью 1 раз в неделю продолжительностью 4 астрономических часа (5 академических) с 20-минутным перерывом.

-в программе запланировано 8 встреч, но при необходимости расширить Занятие №7 (см. программу), количество встреч может быть увеличено до 9.

4. Формат группы.

Закрытая.

5. Требования к ведущему.

- Наличие компетенций и опыт в области проведения групп и индивидуальной терапии или индивидуального консультирования;

-наличие компетенций и опыта в сфере работы с приемными семьями;

-владение базовыми навыками семейной терапии в рамках системного подхода;

-опыт проведения ШПР не менее 1 года (желательно);

Программа тренинга для приёмных родителей

«Повышение Родительских Компетенций»

(продолжительность занятия 5 академических часов)

1 занятие. Знакомство. Разница между кровными и приемными детьми. Профессиональный подход к воспитанию ребенка. Родительские компетенции.

2 занятие. Период жизни ребенка 0-1 год. Место ребенка в семейной системе. Роли ребенка и родителя. Ресурсы и риски этих ролей. Позитивные способы взаимодействия с ребенком.

3 занятие. Период жизни ребенка 1-3 года. Место ребенка в семейной системе. Роли ребенка и родителя. Ресурсы и риски этих ролей. Позитивные способы взаимодействия с ребенком.

4 занятие. Период жизни ребенка 3-7лет. Место ребенка в семейной системе. Роли ребенка и родителя. Ресурсы и риски этих ролей. Позитивные способы взаимодействия с ребенком.

5 занятие Период жизни ребенка 7-14 лет. Место ребенка в семейной системе. Роли ребенка и родителя. Ресурсы и риски этих ролей. Позитивные способы взаимодействия с ребенком.

6 занятие Период жизни ребенка 14-18лет. Место ребенка в семейной системе. Роли ребенка и родителя. Ресурсы и риски этих ролей. Позитивные способы взаимодействия с ребенком.

7 занятие Идентичность ребенка, его прошлое и кровная семья.

8 занятие Взаимодействие двух семейных систем. Ресурсы и риски этого взаимодействия.

Завершение.

Ближайший тренинг для специалистов планируется на сентябрь 2015 года (точная дата будет уточняться – смотрите объявление на сайте).

Тренинг длительностью 27 часов будет проходит в режиме: пн, вт, ср 10-00 – 14-00; пн, вт — 10-00 – 14-00. Стоимость обучения 12000 руб.

Для участия требуется предварительная заявка по адресу pro-mama@mail.ru. Там же можно уточнить все детали.

После прохождения обучения участники, полностью прошедшие курс, получат сертификаты и полное описание программы с описанием упражнений и методическими рекомендациями по их выполнению.