Приглашаем приемных родителей на Тренинг «Повышение родительских компетенций»
Наш многолетний опыт работы с приемными родителями показал, что в процессе воспитания приемного ребенка у них могут появляться сложности и вопросы.
Мы считаем, что некоторые из этих вопросов эффективнее всего решаются в процессе групповой работы.
Общение не только со специалистами, но и в кругу единомышленников, друг с другом позволяет, во-первых, снизить уровень эмоционального напряжения и тревоги, во-вторых, убедиться в том, что приемные родители не одиноки в своих проблемах, и, в-третьих, поделиться опытом и своими «воспитательскими находками».
Перед созданием Программы тренинга по сопровождению приёмных родителей «Повышение родительских компетенций» мы провели мониторинг существующих в нашей стране групповых программ сопровождения приемных семей и пришли к выводу, что их реализация сводится в основном к «клубно-досуговой» деятельности (родительские клубы с чаепитием, совместные поездки на экскурсии, в походы и пр.)
Важно понимать разницу между «клубно-досуговыми», обучающими и терапевтическими группами (последние — большая редкость в сфере приемного родительства).
Мы считаем, что наиболее эффективную помощь могут оказать именно обучающие группы, так как они работают не по принципу оказания разовой помощи в конкретной ситуации, а за счет системного подхода и влияния групповых процессов помогают человеку увидеть целостную картину и найти варианты разрешения проблемных ситуаций самому.
Программа тренинга основана на компетентностном подходе к деятельности приемных родителей и на системном подходе к рассмотрению приемной семьи и ее функционирования.
По нашему мнению, эти подходы являются наиболее эффективными для обеспечения нормального функционирования приемной семьи.
Программа подготовки, Школа приёмных родителей (ШПР), которую проходили участники, тоже строится на компетентностном подходе. Но в ней в основном идет речь о ребенке, а в предлагаемой нами Программе по сопровождению равное внимание уделяется и ребенку, и родителю.
Ведущая цель программы
Повышение родительских компетенций путем формирования системного взгляда на развитие взаимоотношений с приемным ребенком.
Принцип построения программы
Тренинг состоит из восьми занятий, в которых рассматриваются различные возрастные периоды жизни ребенка, а также взаимодействие между приемной семьей и кровной семьей ребенка, ресурсы и риски такого взаимодействия.
В программе рассматриваются все возрастные периоды развития ребенка, несмотря на то, что конкретные дети участников могут не соответствовать этим периодам. Это важно потому, что у детей может иметь место регресс в каком-то предыдущий период, в котором не были решены задачи развития данного возраста, а у приемных детей такой регресс — обычное явление.
Используемые методы
В программе используются практически все методы интерактивного обучения (мозговой штурм, работа в малых группах, работа в парах, ролевые игры, групповая дискуссия, индивидуальные мини-сессии.
Занятие 1. Знакомство. Разница между кровными и приемными детьми. Профессиональный подход к воспитанию ребенка. Родительские компетенции.
Занятие 2. Период жизни ребенка 0–1 год. Место ребенка в семейной системе. Роли ребенка и родителя. Ресурсы и риски этих ролей. Позитивные способы взаимодействия с ребенком.
Занятие 3. Период жизни ребенка 1–3 года. Место ребенка в семейной системе. Роли ребенка и родителя. Ресурсы и риски этих ролей. Позитивные способы взаимодействия с ребенком.
Занятие 4. Период жизни ребенка 3–7 лет. Место ребенка в семейной системе. Роли ребенка и родителя. Ресурсы и риски этих ролей. Позитивные способы взаимодействия с ребенком.
Занятие 5. Период жизни ребенка 7–12 лет. Место ребенка в семейной системе. Роли ребенка и родителя. Ресурсы и риски этих ролей. Позитивные способы взаимодействия с ребенком.
Занятие 6. Период жизни ребенка 12–15(16) лет. Место ребенка в семейной системе. Роли ребенка и родителя. Ресурсы и риски этих ролей. Позитивные способы взаимодействия с ребенком.
Период жизни ребенка 15(16)–18 лет..Место ребенка в семейной системе. Роли ребенка и родителя. Ресурсы и риски этих ролей. Позитивные способы взаимодействия с ребенком.
Занятие 7. Идентичность ребенка, его прошлое и кровная семья. Взаимодействие двух семейных систем.
Занятие 8. Взаимодействие двух семейных систем. Ресурсы и риски этого взаимодействия.
Занятие 9 (При необходимости), Взаимодействие двух семейных систем. Ресурсы и риски этого взаимодействия. — продолжение
Завершение.
Методические рекомендации для специалистов, проводящих такой тренинг:
При реализации программы необходимо учитывать следующее
Принцип формирования групп
— Участниками группы могут быть приемные родители, имеющие стаж воспитания приемного ребенка не менее одного года.
— Количество участников в группе должно быть не менее семи, но не превышать 12 человек.
— Желательно, но не обязательно посещение группы обоими родителями (если семья полная).
Помещение и условия проведения
— Помещение должно быть подготовлено с учетом тренингового формата (наличие достаточного свободного пространства для рассаживания участников по кругу)
— Оборудование и материалы: часы, флипчарт, маркеры, бумага формата А4, цветные карандаши, пастельные мелки, два мотка прочных нитей (или веревочек) разных цветов; игрушки, книжки и/или другие предметы в количестве 15–20 штук (см., например, описание упражнения «Охапка обязанностей»).
Формат проведения
— Регулярные встречи с периодичностью один раз в неделю продолжительностью четыре астрономических часа (пять академических) с 20-минутным перерывом.
— В программе запланировано восемь встреч, но при необходимости допустимо расширить Занятие VII (см. программу), и количество встреч может быть увеличено до девяти.
Формат группы
Закрытая.
Требования к ведущему
— Наличие компетенций и опыта в области проведения групп и индивидуальной терапии или индивидуального консультирования.
— Наличие компетенций и опыта в сфере работы с приемными семьями.
— Владение базовыми навыками семейной терапии в рамках системного подхода.
— Опыт проведения ШПР не менее одного года (желательно).