М. Капилина
(По материалам тренинга)
v Потребность в устойчивых, позитивных отношениях с ближайшим окружением является базовой, т.е. жизненно необходимой, и непосредственно связана с нормальным развитием эмоциональной сферы.
v Привязанность — стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить.
v В природе близость невзрослого существа со взрослым обусловлена необходимостью защиты, питания и научения. В человеческих взаимоотношениях кроме физической заботы ребенок получает возможность усвоить нормы и модели социального поведения, а также вырабатывает отношение к себе и к другим.
v Глубокая привязанность к родителям способствует развитию у детей доверия к другим людям, и одновременно — уверенности в себе.
v Формирование привязанности у младенцев происходит благодаря заботе взрослого и основывается на трех источниках: удовлетворение потребностей ребенка, позитивное взаимодействие и признание.
v Цикл «возбуждение-успокоение»:
Возникновение потребности Напряжение, недовольство
доверие
безопасность
привязанность
Состояние покоя Удовлетворение потребности
v Именно благодаря правильному уходу, по реакциям взрослых дети учатся распознавать свои потребности и запоминают, что нужно делать, чтобы их удовлетворить — так формируются навыки самообслуживания. Соответственно, дети из неблагополучных семей, где нуждами детей пренебрегают, значительно отстают в навыках самообслуживания от сверстников, о которых хорошо заботились.
v В младенчестве и раннем детстве (до трех лет) привязанность легко возникает в отношении того, кто постоянно ухаживает за ребенком. Однако укрепление или разрушение привязанности будет зависеть от того, как эмоционально окрашена эта забота.
v 2) «Круг позитивного взаимодействия»:
Родитель инициирует положительное Ребенок реагирует
взаимодействие с ребенком положительно
v Если взрослый тепло относится к ребенку, привязанность будет крепнуть, ребенок будет учиться у взрослого положительному взаимодействию с другими, т.е. тому, как общаться и получать удовольствие от общения. Если взрослый безразличен, или испытывает к ребенку раздражение и неприязнь, то привязанность формируется в искаженном виде (см. «Типы нарушенной привязанности»). Дети, получившие в раннем детстве опыт эмоционального отвержения, испытывают недоверие к миру и большие трудности в поддержании близких отношений.
v 3) Признание — это принятие ребенка как «своего», как «одного из нас», «похожего на нас». Такое отношение дает ребенку чувство сопричастности, принадлежности своей семье. При этом ребенок не может критически отнестись к факту признания. Нежеланные, отторгнутые своей семьей дети чувствуют себя неполноценными и одинокими, винят себя за какой-то неведомый изъян, послуживший причиной отторжения.
v Основными характеристиками привязанности являются:
*конкретность — привязанность всегда обращена к какому-то конкретному человеку;
*эмоциональная насыщенность — значимость и сила чувств, связанных с привязанностью, включающих весь спектр переживаний: радость, гнев, печаль;
*напряжение — появление объекта привязанности уже может служить разрядкой негативных чувств младенца (голод, страх). Возможность ухватиться за мать ослабляет и дискомфорт (защита), и саму потребность в близости (удовлетворение). Отвергающее поведение родителей усиливает проявления привязанности ребенка («цепляние»);
*продолжительность — чем сильнее привязанность, тем дольше она длится. Детские привязанности человек помнит всю жизнь;
*врожденный характер потребности в отношениях привязанности;
*ограниченность способности устанавливать и поддерживать привязанность к людям — если до трех лет ребенок по каким-то причинам не имел опыта постоянных близких отношений со взрослым, либо если близкие отношения маленького ребенка разрывались и не восстанавливались более трех раз — способность устанавливать и поддерживать привязанность может разрушиться.
v В результате нарушений родительской заботы привязанность ребенка также развивается с нарушениями.
v Типы нарушенной привязанности:
*1)Негативная (невротическая) привязанность — ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.
*2)Амбивалентная — ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка — делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.
*3)Избегающая — ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив — «никому нельзя доверять». Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок «застрял» в нем; либо если разрыв воспринимается как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой.
v *4)Дезорганизованная — эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности.
v Для первых трех групп детей требуется помощь приемных семей и специалистов, для 4 — прежде всего внешний контроль и ограничение разрушительной активности.
v Модели отношений.
v Все мы склонны обращаться с другими так, как когда-то обращались с нами.
v Способы обращения с людьми и проявления своей привязанности формируются и закрепляются в семье.
v На примере отношений своих родителей и того, как они поступают с ним, ребенок учится поведению в обществе. Привычные представления о себе и о мире (убеждения) и привычные действия (поведенческие стереотипы), соединяясь, на структурном уровне образуют модель. Чем более эмоционально значимы отношения — тем более ранние и менее осознанные модели вступают в действие.
v Люди усваивают опыт семейных отношений в детстве — и в дальнейшем склонны, во-первых, ожидать повторения своего опыта, во-вторых, воспроизводить его.
v Именно поэтому так важно предоставить ребенку, чей опыт жизни в семье был катастрофическим (поскольку закончился утратой семьи) альтернативный, дополнительный опыт близких отношений.
v Интеллектуальное развитие находится в дополнительных отношениях с поведением привязанности: когда ребенку известно, где мать, и он уверен в своих отношениях с ней, то его активность переключается на исследование окружающего мира.
v Исследование позволяет создать целостную картину мира, познать себя и развить свои возможности.
v В норме поведение привязанности и исследовательское поведение поочередно сменяют друг друга, таким образом давая материал для гармоничного формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер.
v Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально — и это гасит их познавательную активность, вся внутренняя энергия уходит на борьбу стревогой и поиски эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей.
v На протяжении всей жизни человек уезжает от людей, которых любит, на все большие расстояния и все большее время. Но всегда поддерживает связь со своими близкими и рано или поздно возвращается домой, к семье, в которой он родился, или к семье, созданной им самим. Человек, лишенный такого «пристанища», не имеет корней и чувствует себя крайне одиноким.