Актуальность проекта
В настоящее время в России активно развивается практика помещения детей – сирот на воспитание в замещающие семьи (усыновление, опека, приемная семья, патронатное воспитание). Этому вопросу уделяется много внимания руководством страны.
Однако в этой сфере чрезвычайно много проблем, связанных, в основном, с отсутствием профессионального подхода (т.к. перемещение ребенка в семью – не механический процесс, он требует понимания чувств ребенка и родителей), специальных служб и специалистов.
Помощь предоставляется хаотично и не последовательно.
Специалисты общего профиля в службах, назначенных для сопровождения, не знают специфики воспитания приемных детей и не могут адекватно помочь.
Приемные родители не имеют средств для оплаты коммерческих услуг общего профиля, специализированных же служб такого рода тоже нет, т.к. все услуги должны быть бесплатны.
Как результат неразрешенность и запущенность проблем – рост возвратов детей в детские дома, случаи насилия в приемных семьях.
Т.е. многие проблемы, связанные с адаптацией приемных детей в семье и обществе, решаются однобоко, а специалисты (если они вообще есть) работают с явными симптомами а не с их причиной.
Поэтому многие вопросы остаются нерешенными, и проблемы семьи, угаснув на некоторое время, возникают зачастую в куда более сложных формах.
В связи с этим является необходимым создание такой службы, специалисты которой профессионально оказывают помощь семье с последующим всесторонним сопровождением.
Также, в процессе работы над конкретной проблемой общение обратившегося за помощью семьи не должно прерываться со специалистами службы. Клиент должен чувствовать уверенность в том, что может обратиться за помощью всегда (по сути 24 часа в сутки): приехать, позвонить и посоветоваться, написать и получить ответ.
Социальная значимость проекта и почему так важна работа специалистов с приемными семьями:
Комплексная профессиональная работа с неблагополучными семьями, семьями, имеющими сложности в воспитании детей, семьями опекунов и усыновителей как до, так и после помещения ребенка в семью, является ключевой для развития ребенка, а следовательно, при адаптации ребенка и семьи.
По сути такая помощь – это необходимое условия для сохранения семьи, предотвращения возвратов детей в детский дом и для гарантированной безопасности ребенка в приемной семье.
Поэтому создание такой Консультации имеет особое значение.
Уникальность:
Уникальность данного проекта состоит в комплексном подходе к проблемам адаптации ребенка в семье и обществе, помогая и ребенку и семье, и членам общества установить гармоничные отношения. А также в выстраивании индивидуальной системы взаимоотношений с каждым клиентом службы и создание условий для немедленного отклика на запрос о помощи.
Целевые группы:
Целевыми группами проекта являются:
— Семьи в кризисе
— Семьи, взявшие на воспитание приёмных детей.
— Семьи, воспитывающие собственных детей,
— Подростки.
— Выпускники детских домов и интернатов.
— Семьи, желающие взять на воспитание приёмных детей.
— Специалисты, работающие с детьми ( воспитатели, педагоги, психологи).
Миссия службы:
Содействие укреплению статуса семьи как социального института, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.
Целями создания Службы являются:
— обеспечение профессиональной и своевременной помощью семьей, воспитывающих собственных или приёмных детей, а также выпускников из детских домов и замещающих семей;
— предотвращение вторичных отказов от детей и их семейной и социальной дезадаптации;
— повышение психологической защищенности детей и подростков и их замещающих родителей, социально-психологической и социально-правовой компетентности граждан, воспитывающих приемных детей.
Пути достижения Целей:
- оказание прямой профессиональной комплексной медико-психолого-педагогической, социально-психологической, социально-правовой поддержки и помощи кровным, замещающим, несовершеннолетним или находящимся в кризисе родителям (в том числе, имеющим детей с проблемами развития и поведения) в вопросах воспитания, развития, социальной и семейной адаптации детей;
- оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;
- пост-интернатное сопровождение;
- индивидуализированная педагогическая, психологическая, социальная, медицинская и юридическая помощь детям, в первую очередь, оставшимся без попечения родителей, сиротам, детям несовершеннолетних матерей и иным детям в неблагополучной жизненной ситуации;
- профориентация, включая разработку индивидуальных профессиограмм с учетом личностных характеристик;
- взаимодействие от имени и в интересах клиентов с внешними организациями, работающими в смежных сферах и влияющих на их жизненную ситуацию, помощь родной семье по преодолению кризисных ситуаций;
- оказание методических, консультационных и образовательных услуг государственным органам социальной опеки, учебным заведениям и другим профессиональным организациям, специалистам, родителям и их законным представителям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами семейной, школьной и социальной адаптации — нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или в помощи государства, или воспитывающимся в замещающих семьях всех типов.
еятельность Службы направлена на решение следующих задач:
— выявление глубинных причин проблем в адаптации и развитии ребенка и пошаговое сопровождение семьи при их устранении
— явление потребности конкретных замещающих семей в различных видах психолого-педагогической и социально-правовой помощи
— выявление потребности конкретных замещающих семей в различных видах психолого-педагогической и социально-правовой помощи
— оказание адресной комплексной медико-психолого-педагогической, социально-психологической, социально-правовой помощи и поддержки замещающим семьям с учетом специфики проблем;
— ведение учета и анализа обращений в Службу замещающих семей
Содержание деятельности службы:
— комплексное консультирование по вопросам психологической, медико-психолого-педагогической, социально-психологической, социально-правовой помощи замещающим семьям, обратившимся в Службу;
— психолого-педагогическая диагностика: определение разнообразных качеств, психологических и психофизиологических особенностей, черт личности, а также потенциальных возможностей детей в воспитании и обучении; выявление причин и механизмов нарушений в развитии, обучении, социальной адаптации, межличностном взаимодействии и др.
— коррекционная работа: оказание помощи в исправлении недостатков развития личности детей и подростков, психологическая коррекция нарушений коммуникации и общения; работа по преодолению различных нарушений развития речи и интеллекта
— психолого-педагогическая профилактика: предупреждение возникновения явлений асоциального поведения детей и подростков, разработка рекомендаций замещающим родителям, обратившимся в Службу, по оказанию соответствующей помощи, посещения семей на дому и т.п.
— психологическая помощь родителям и специалистам. Сопровождение сложных семейных ситуаций, отягощённых множеством психологических сложностей.
— развивающая работа с ребенком (творческие мастерские различного профиля, дополнительное образование, игротерапия).
— организация дополнительной помощи семьям по смежным проблемам (поиск необходимых контактов с различными учреждениями, помощь в организации дополнительных медицинских обследований, привлечение волонтёров в помощь семье и т.д. )
— Консультирование по телефону.
— Возможность общения при помощи сайта www.pro-mama.ru (форма «Задать вопрос»).
— Прямая материальная помощь.
— Привлечение к проекту волонтёров и различных общественных организаций с целью обеспечения повседневной поддержки и помощи семьям.
— Дальнейшее сопровождение всех обратившихся в службу клиентов (по их желанию и на основании договора с семьей).
Персонал
- Руководитель Службы
- Социальный педагог
- Педагог – психолог по работе с детьми
- Семейный психолог – психотерапевт
- Нейропсихолог
- Педагог-дефектолог
- Педагог доп. образования (развитие творческих способностей ребенка)
Режим работы:
Первичный приём – 1,5 – 2 часа.
Консультация – 1 час.
Посещение на дому – 1 час
Частота консультаций определяется индивидуально с каждым клиентом.
Приложение 1
Система социально-педагогического сопровождения детей как необходимое условие нормальной адаптации ребенка
в замещающей семье.
Профессиональное сопровождение семьи и ребенка является главной составляющей технологии профессионального семейного устройства и создает специфические условия для успешной адаптации и социализации ребенка, отличающие такой подход от традиционного административного способа действий.
В случае передачи ребенка в семью необходимо простроить систему сопровождения такой семьи.
Любая профессиональная деятельность, ориентированная на конечный результат, представляет собой непрерывный процесс, в котором можно выделить последовательность стадий (этапов). Деятельность как процесс – понятие универсальное, оно применимо при рассмотрении активности всех живых существ, не только человека. И стадии деятельности тоже универсальны, т.е. существуют в любом целенаправленном процессе. Они организованы в замкнутый цикл, который продолжается до полного достижения цели – либо до отказа от нее. Последовательность стадий обусловлена требованиями объективной реальности и сформировалась в ходе эволюции. (см. «Теория деятельности» А.Н.Леонтьев, Гальперин И.Я «Стадии формирования деятельности», «Теория Эволюции» Ч.Дарвин, К.Маркс и Ф.Энгельс и пр., в т.ч. любая литература по созданию Системных программ.)
Дети, потерявшие родные семьи, и их приемные родители – очень чувствительные клиенты. Проблемы, с которыми они обращаются к специалистам, причиняют им вполне реальную, а иногда нестерпимую, боль. И для них правильная оценка ситуации специалистами, быстрота в оказании помощи и отношения с теми, кто помогает – жизненно значимы!
Поэтому единое процессное ведение, осуществляемое службами семейного устройства – наиболее «экологичный» способ решения проблем приемных детей и семей.
Применительно к работе службы, занимающегося профессиональным устройством детей в семью, схема «Стадий деятельности» выглядит следующим образом:
Выявление и консультирование – ориентировка, постановка цели и планирование достижения результата.
1. ориентировка в ситуации – сбор информации о ребенке, соотнесение потребностей ребенка и возможностей по его устройству
2. постановка цели – решение о направлении работы (возврат в кровную семью, устройство в замещающую семью, перевод в другое учреждение)
3. планирование действий – принятие стратегии помощи ребенку в рамках проекта
Устройство – реализация плана помощи конкретному ребенку
4. реализация плана – реабилитация, коррекция, подготовка и устройство в семью (кровную или замещающую)
Сопровождение – оценка ситуации и решение проблем
5. оценка результата – мониторинг развития ребенка и оценка благополучия семейной ситуации в целом – регулярно на протяжении всего периода нахождения ребенка в семье, помощь выпускникам
6. корректировка действий – консультативная и терапевтическая помощь семьям и детям, работа на сохранение ребенка в семье
В случае, когда сохранить ребенка в данной семье, несмотря на усилия всех участников ситуации, оказывается невозможно (в 7%- 10% случаев) – ребенок возвращается в детский дом, и цикл начинается с начала.
Справка: за рубежом «возврат» детей составляет 20%-25%, при этом в большинстве стран система детских домов не существует: все дети живут в семьях и службы по устройству оказывают им услуги и по сопровождению.
Т.е. целесообразно, чтобы работа по сопровождению ребенка и семьи после устройства осуществлялась той же службой, которая готовила ребенка к помещению в семью, занималась подготовкой и обследованием семьи произвела подбор семьи и ребенка. В этом случае сохраняется преемственность, существует СОЗДАННЫЙ контакт и есть возможность разрешить кризисные ситуации и иные проблемы в кратчайший срок, не тратя время на сбор информации и установление нового контакта.
Сопровождение – предоставление профессиональных консультаций и помощи психологов, врачей, педагогов, социальных работников при возникновении различных проблем в приемной семье на протяжении всего времени нахождения там ребенка.
По статистике, нет ни одной приемной семьи, которая хотя бы раз всерьез не захотела вернуть ребенка.
При наличии сопровождения (профессиональной помощи):
90- 95% приемных детей остаются в семьях.
В отсутствие сопровождения (профессиональной помощи): процент либо возвратов, либо скрытого пренебрежения интересами ребенка и дезадаптации резко возрастает.
Возврат – окончательное возвращение ребенка в детский дом из приемной семьи. При этом обычно отсутствует как предварительная работа, направленная на сохранение ребенка в семье, так и последующий анализ ситуации, реабилитация ребенка и попытки повторного устройства.
Цель деятельности Службы сопровождения – обеспечение безопасности, постоянства и привязанности детей при различных формах семейного устройства путем профессиональной работы с ребенком на всех стадиях процесса «Выявление – Устройство – Сопровождение».
Ребенок, как и любой человек, – целостное существо. В котором физическое, эмоциональное и духовное связано неразрывно. И двойная травма, которую переживают дети – характер отношений в родной семье и сам факт разрыва с семьей – наносит урон всем сферам развития: здоровью, интеллекту, самосознанию и чувствам, отношениям с другими людьми.
Поэтому в состав Службы сопровождения, необходимый для полноценной успешной работы с ребенком, входят:
- детский социальный педагог (социально- правовая помощь)
- Специалисты по работе с родителями (кровными) – соцработник и психотерапевт
- Специалисты по работе с приемными родителями (психолог и соцработник)
- Реабилитационная служба